В. П. Бондарев, И. В. Борисевич, М. В. Супотницкий, А. Н. Миронов, В. А. Меркулов
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоцразвития России, Москва
Federal State Budgetary Institution «Scientific Center for Expertise of Medical Application Products» of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow
Резюме: Федеральным законом № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств» и приказами Минздравсоцразвития №№ 750н (от 26.08.2010 г.), 753н (от 26.08.2010 г.), 759н (от 26.08.2011 г.), 774н (от 31.08.2010 г.), 575 (от 17.06.2011 г.) предусмотрены четкие сроки проведения экспертизы медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП), формы заключений экспертов, определена ответственность экспертов за результаты экспертизы и регистрации МИБП, указан порядок проведения этической экспертизы, определены организации, имеющие право клинических исследований лекарственных препаратов медицинского назначения.
Библиографическое описание: Бондарев В. П., Борисевич И. В., Супотницкий М. В., Миронов А. Н., Меркулов В. А. Основы научно-методического обеспечения экспертизы медицинских иммунобиологических препаратов // Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. — 2011. — № 2. — С. 6–9.
FRAMEWORKS FOR SCIENTIFIC AND METODOLOGICAL ENSURING EXPERTISE OF MEDICAL IMMUNOBIOLOGICAL PREPARATIONS
V. P. Bondarev, I. V. Borisevich, M. V. Supotnitsky, A. N. Mironov, V. A. Merkulov
Abstract: Article is dedicated to the examination of the bases of the scientific methods of an expertise of the medical immunobiological preparations, which were established in Russia at the present time. Special attention is paid to the changes in the practice of examination of the medical immunobiological preparations, caused by the standards of the federal law № 61-ФЗ (12.04.2010) and by the orders of The Ministry of Health and Social Development of The Russian Federation №№ 750н (26.08.2010), 753н (26.08.2010), 759н (26.08.2011), 774н (31.08.2010), 575 (17.06.2011).
Bibliographical description: Bondarev V. P., Borisevich I. V., Supotnitsky M. V., Mironov A. N., Merkulov V. A. FRAMEWORKS FOR SCIENTIFIC AND METODOLOGICAL ENSURING EXPERTISE OF MEDICAL IMMUNOBIOLOGICAL PREPARATIONS // Ведомости Scientific Center for Expertise of Medical Application Products. — 2011. — № 2. — С. 6–9.
Статья посвящена рассмотрению основ научно-методического обеспечения экспертизы медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП), сложившихся в России к настоящему времени. Особое внимание уделяется изменениям в практике экспертизы МИБП, вызванных нормами Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. (далее — Закон № 61-ФЗ) [1] и приказами Минздравсоцразвития №№ 750н (от 26.08.2010 г.) [2], 753н (от 26.08.2010 г.) [3], 759н (от 26.08.2011 г.) [4], 774н (от 31.08.2010 г.) [5], 575 (от 17.06.2011 г.) [6]. Медицинские иммунобиологические препараты (МИБП) применяются на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы Министерством здравоохранения и социального развития РФ (далее — Минздравсоцразвития). Порядок их регистрации изложен в гл. 6 Закона № 61-ФЗ (ст. 13-37) [1] и включает следующие стадии:
● подача разработчиком МИБП (или уполномоченным им лицом) в Минздравсоцразвития заявления о государственной регистрации МИБП; документов, из которых формируется регистрационное досье; и документов, подтверждающих уплату государственных пошлин за предполагаемые экспертизы (ст. 18);
● проверка Минздравсоцразвития полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем материалах, и принятие решения о выдаче задания ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» (далее ФГБУ «НЦЭСМП»; генеральный директор В.Н. Миронов) и направление документов на экспертизу в Совет по этике (ст. 19);
● экспертиза документов на разрешение клинического исследования МИБП проводится комиссией экспертов «Центра экспертизы и контроля МИБП» при ФГБУ «НЦЭСМП». Заключения комиссии экспертов направляется в Минздравсоцразвития (ст. 20);
● этическая экспертиза документов, связанных с проведением клинического исследования конкретного МИБП, проводится Советом по этике Минздравсоцразвития в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования этого препарата. Направление заключения комиссии экспертов в Минздравсоцразвития (ст. 17, 19);
● Минздравсоцразвития принимает решение о выдаче разрешения на проведении клинического исследования МИБП и приостанавливает проведение государственной регистрации МИБП (ст. 20-22);
● клиническое исследование МИБП в одной из организаций, аккредитованных Минздравсоцразвитием на право клинических исследований лекарственных препаратов медицинского назначения. Направление организацией отчета о проведенных исследованиях в Минздравсоцразвития (глава 7);
● Минздравсоцразвития по результатам клинического исследования и этической экспертизы и на основании заявления заявителя о возобновлении государственной регистрации МИБП принимает решение о возобновлении государственной регистрации МИБП и о дальнейшем проведении экспертиз (ст. 23);
● осуществление экспертизы качества МИБП и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения МИБП в ЦЭК МИБП ФГБУ «НЦЭСМП»; направление заключения комиссии экспертов из ФГБУ «НЦЭСМП» в Минздравсоцразвития (ст. 14, 15, 23);
● оценка Минздравсоцразвития заключения комиссии экспертов для определения его соответствия заданию и принятие решения о государственной регистрации МИБП или отказе в государственной регистрации (ст. 27).
Общая продолжительность государственной регистрации МИБП не должна превышать 210 рабочих дней со дня принятия заявления о государственной регистрации МИБП (время проведения клинического исследования МИБП не учитывается при исчислении срока государственной регистрации). Виды и этапы экспертиз МИБП определены ст. 14-16 Закона № 61-ФЗ [1] и детализированы Правилами, утвержденными приказом Минздравсоразвития № 750 Н от 26.08.2010 г. (далее — Правила) [2].
Экспертиза МИБП осуществляется ЦЭК МИБП ФГБУ «НЦЭСМП» по заданию Минздравсоцразвития и включает следующие этапы:
1) экспертиза документов для получения разрешения на проведение клинического исследования МИБП;
2) экспертиза предложенных методов контроля качества МИБП и качества представленных образцов МИБП с использованием этих методов (далее — экспертиза качества МИБП) и экспертиза отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения МИБП, осуществляемые после проведения его клинического исследования.
Ст. 16 Закона № 61-ФЗ [1] определяет порядок назначения экспертной комиссии, требования к экспертам, права и обязанности экспертов и определяют три формы заключения комиссии экспертов в зависимости от вида экспертизы.
Заключения экспертов, вместе с прилагаемым документами (их перечень для каждого вида экспертизы определен Правилами [2]), направляется в Минздравсоцразвития. Ускоренная процедура экспертизы в отношении МИБП, впервые регистрируемых в Российской Федерации, не применяется (ст. 26 Закона № 61-ФЗ) [1].
Доклиническое исследование МИБП проводится разработчиком МИБП по утвержденному им плану путем применения научных методов оценок и в целях получения доказательств безопасности, качества и эффективности МИБП. Ход исследования МИБП отражается в протоколе исследования, его результаты обобщаются в отчете, в котором также содержатся статистический анализ результатов данного доклинического исследования и заключение о возможности проведения клинического исследования МИБП. Отчет включается заявителем в состав документов, из которых формируется регистрационное досье на МИБП (ст. 11 и 18 Закона № 61-ФЗ) [1, 4].
Научно-методическое обеспечение доклинических исследований осуществляется ЦЭК МИБП ФГБУ «НЦЭСМП» в рамках заданий Минздравсоцразвития. ЦЭК МИБП разрабатываются методические указания и методические рекомендации по различным аспектам валидации химических и физико-химических методов контроля качества МИБП, контроля качества вакцин, анатоксинов, сывороток, иммуноглобулинов, аллергенов, эубиотиков и других иммунобиологических препаратов, а также проводятся испытания эффективности и безопасности новых иммунобиологических лекарственных препаратов и др. В настоящее время специалистами ЦЭК МИБП готовится «Руководство по доклиническим исследованиям МИБП». В 2012 г. специалистами ФГБУ «НЦЭСМП» предполагается завершить работу над третьей частью двенадцатой «Государственной фармакопеи», впервые включающей фармакопейные статьи по МИБП.
Этическая экспертиза МИБП проводится Советом по этике Минздравсоцразвития в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования конкретного МИБП (ст. 17 Закона № 61-ФЗ) [1]. Совет по этике утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ № 774н от 31 августа 2010 г. [5] Этим же приказом утверждены персональный состав Совета по этике и Положение о Совете. Решение о проведении этической экспертизы МИБП принимает Минздравсоцразвития в отношении тех препаратов, для которых не проводились клинические исследования на территории Российской Федерации. Срок принятия такого решения лимитирован ст. 19 Закона № 61-ФЗ [1] пятью рабочими днями со дня принятия Минздравсоцразвитием заявления о государственной регистрации МИБП. Порядок организации и проведения этической экспертизы, возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения и форма заключения по результатам этической экспертизы, установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ № 753н от 26 августа 2010 г. [3].
Заключение о возможности или, наоборот, о невозможности проведения клинического исследования МИБП направляется в Минздравсоцразвития не позднее 30 рабочих дней со дня получения Советом по этике задания на проведение экспертизы (ст. 20 Закона № 61-ФЗ) [1].
Клинические исследования МИБП проводятся в следующих целях:
1) установления безопасности МИБП для здоровых добровольцев и/или переносимости их здоровыми добровольцами, за исключением таких исследований МИБП, произведенных за пределами Российской Федерации;
2) подбора оптимальных доз и схем вакцинации МИБП здоровых добровольцев;
3) установления безопасности МИБП и их профилактической эффективности для здоровых добровольцев;
4) изучения возможности расширения показаний для медицинского применения и выявления ранее неизвестных побочных действий зарегистрированных МИБП (ст. 38 Закона № 61-ФЗ) [1].
Разрешение на проведение клинических исследований разработчику МИБП выдает Минздравсоцразвития по результатам этической экспертизы, выполненной Советом по этике, и экспертизы документов для получения разрешения на проведение клинического исследования МИБП, выполненной экспертами ЦЭК МИБП ФГБУ «НЦЭСМП». Одновременно с заключениями в Минздравсоцразвития возвращаются документы, содержащиеся в регистрационном досье. В срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения обоих заключений, Минздравсоцразвития осуществляет их оценку для определения соответствия заданиям на проведение соответствующих экспертиз, и уведомляет заявителя в письменной форме о результатах проведенных экспертиз и о возможности (или невозможности) выдачи заявителю разрешения на проведение клинического исследования МИБП (ст. 20 и 21 Закона № 61-ФЗ) [1].
При принятии решения о возможности выдачи разрешения на проведение клинического исследования МИБП Минздравсоцразвития приостанавливает проведение государственной регистрации МИБП до дня подачи заявителем в Минздравсоцразвития заявления о получении разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения. После чего заявитель направляет в Минздравсоцразвития заявление о получении разрешения на проведение клинического исследования и еще ряд документов, перечисленных в ст. 22 Закона № 61-ФЗ [1]. После их проверки в срок, не превышающий 5 рабочих дней, при отсутствии оснований для отказа Минздравсоцразвития выдает разрешение на проведение клинического исследования МИБП. В случае принятия решения о невозможности выдачи разрешения на проведение клинического исследования МИБП Минздравсоцразвития прекращает процедуру государственной регистрации лекарственного препарата (ст. 21 Закона № 61-ФЗ) [1].
Клинические исследования МИБП проводятся в медицинских организациях, аккредитованных Минздравсоцразвитием на право клинических исследований лекарственных препаратов медицинского назначения. Их перечень определен приказом Минздравсоцразвития РФ № 575 от 17.06.2011 г. [6]. Перечень аккредитованных организаций и реестр выданных разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов, приведены на сайте министерства (ст. 38 Закона № 61-ФЗ). По результатам клинического исследования МИБП организация, их проводившая, представляет в Минздравсоцразвития отчет (ст. 23 Закона № 61-ФЗ) [1].
Научно-методическое обеспечение доклинических исследований осуществляется ЦЭК МИБП в рамках заданий Минздравсоцразвития. В настоящее время специалистами ЦЭК МИБП готовится «Руководство по клиническим исследованиям МИБП». Руководство будет издано в 2012 г.
Экспертиза качества МИБП и экспертиза отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения МИБП возможна только после завершения клинических исследований МИБП. Заявитель представляет в Минздравсоцразвития заявление о возобновлении государственной регистрации МИБП и проведении данных экспертиз; отчет о клиническом исследовании МИБП; и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение экспертиз. Минздравсоцразвития в течение пяти рабочих дней проводит проверку полноты данных, содержащихся в представленном заявителем отчете о проведении клинического исследования МИБП, и при отсутствии оснований для отказа, принимает решение о возобновлении государственной регистрации МИБП и проведении данных экспертиз. Заявитель в письменной форме уведомляется о принятом решении (ст. 23 Закона № 61-ФЗ) [1]. Подробно состав документов, необходимых для данных видов экспертиз, приведен в Правилах [2].
Заявитель в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения решения Минздравсоцразвития о возобновлении государственной регистрации лекарственного препарата представляет в ФГБУ «НЦЭСМП» образцы МИБП, произведенных в соответствии с требованиями опытно-промышленного и/или промышленного регламентов, утвержденных руководителем производителя МИБП, в количествах, необходимых для воспроизведения методов контроля качества. Воспроизведение таких методов и подготовка заключения комиссии экспертов по результатам экспертизы качества МИБП и экспертизе отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения МИБП осуществляются в ЦЭК МИБП. Форма заключения представлена в Правилах (приложение № 3) [2].
Регистрация МИБП осуществляется Минздравсоцразвития по результатам экспертизы качества МИБП и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения МИБП, выполненной комиссией экспертов ЦЭК МИБП. В течение пяти рабочих дней со дня получения заключения комиссии экспертов Минздравсоцразвития:
1) осуществляет оценку таких заключений для определения их соответствия заданию на проведение указанных экспертиз;
2) принимает решение о государственной регистрации МИБП или об отказе в государственной регистрации МИБП;
3) вносит (при принятии решения о государственной регистрации МИБП) данные о зарегистрированном МИБП в Государственный реестр (ГР) лекарственных средств и выдает заявителю регистрационное удостоверение, а также согласованные: нормативную документацию, нормативный документ, инструкцию по применению лекарственного препарата и макеты первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки с указанием на них номера регистрационного удостоверения МИБП и даты его государственной регистрации (ст. 27 Закона № 61-ФЗ) [1].
Регистрационное удостоверение МИБП с указанием лекарственных форм и дозировок выдается бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения МИБП, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в Российской Федерации МИБП (ст. 27 Закона № 61-ФЗ) [1]. По истечению пятилетнего срока можно получить бессрочное регистрационное удостоверение на МИБП в порядке, определенном ст. 29 Закона № 61-ФЗ [1].
После принятия решения о государственной регистрации МИБП данные о нем вносятся в ГР лекарственных средств и публикуются на официальном сайте Минздравсоцразвития, заявителю выдается регистрационное удостоверение на МИБП (ст. 33 Закона № 61-ФЗ) [1].
Таким образом, научно-методическое обеспечение экспертизы МИБП в Российской Федерации в последние годы переживает период активного развития. Введение в действие Закона № 61-ФЗ исключило возможность регистрации МИБП без проведения клинического исследования. Этим законом и приказами Минздравсоцразвития РФ №№ 750н (от 26.08.2010 г.), 753н (от 26.08.2010 г.), 759н (от 26.08.2011 г.), 774н (от 31.08.2010 г.), 575 (от 17.06.2011 г.), предусмотрены четкие сроки проведения экспертизы МИБП, введены формы заключений экспертов, определена ответственность за результаты экспертизы и регистрации МИБП, указаны порядок проведения этической экспертизы, а также организации, имеющие право клинических исследований лекарственных препаратов медицинского назначения. Для обеспечения прозрачности процедуры регистрации создан портал «Государственный реестр лекарственных средств», который позволяет заявителю отслеживать в онлайн-режиме все этапы государственной регистрации МИБП – от подачи заявления до получения регистрационного удостоверения.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Российская газета. — 2010. — № 5157. — 14 апреля.
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 750н «Об утверждении правил проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения и форм заключения комиссии экспертов по результатам экспертизы лекарственных средств» .
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 753н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении порядка организации и проведения этической экспертизы возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения и формы заключения совета по этике»
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 759н «Об утверждении порядка представления необходимых документов, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат для медицинского применения в целях его государственной регистрации»//Российская газета. — 2010. — № 5285. — 14 сентября.
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ РФ № 774н от 31 августа 2010 г. «О Совете по этике» // Российская газета. — 2010. — № 5289. — 17 сентября.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ РФ № 575 от 17 июня 2011 г. «Об аккредитации медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения» .
Библиографическое описание:
Бондарев В. П., Борисевич И. В., Супотницкий М. В., Миронов А. Н., Меркулов В. А. Основы научно-методического обеспечения экспертизы медицинских иммунобиологических препаратов // Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. — 2011. — № 2. — С. 6–9.
Российский микробиолог, полковник медицинской службы запаса, изобретатель, автор книг и статей по истории эпидемий чумы и других особо опасных инфекций, истории разработки и применения химического и биологического оружия. Заместитель главного редактора научно-практического журнала «Вестник войск РХБ защиты» Министерства обороны РФ.
Метки: 2011